31.07.2014
Медицина - это лечение тела, а психология - лечение души

Мне удалось побеседовать с клиническим психологом Койгородской ЦРБ Валентиной Александровной Матвеевой. Хотя многие койгородцы знают её по работе фельдшером скорой помощи. Расскажу о событиях, которые поменяли спектр профессиональных интересов и во многом жизнь героини моего интервью.

В 2012 году она закончила Современную гуманитарную академию по направлению психология. Затем некоторое время работала в интинской поликлинике детским психологом. Сейчас она проходит профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте имени В. М. Бехтерева по медицинской (клинической) психологии. С мая 2014 года является клиническим психологом Койгородской центральной районной больницы.

Беседа с В.А. Матвеевой явилась для меня необычным и интересным опытом.

- Добрый день. Как-то прохладно сегодня. У меня при такой погоде настроение сразу портится. Тоска, что называется, съедает. У вас не так? Не скучно вам летом в деревне, Валентина Александровна?

- Точно не скучно. Мне нравится деревенская жизнь. Не знаю, почему. Может, потому что здесь столько лет прожила, проработала, здесь выросли дети. Здесь и атмосфера замечательная, храм у нас прекрасный, звон по утрам. Это, понимаете, всё даёт такую здоровую среду.

- Хм, но ощущение создаётся, что благоприятная среда, как вы говорите, существует сама по себе, а люди с их болезнями и проблемами сами по себе, и одно на другое никак не влияет. Но я не об этом. Я, собственно говоря, о людях. Насколько знаю, вы в Инте работали детским психологом. В койгородской ЦРБ вы чуть больше двух месяцев, за это время вашими пациентами, прежде всего, были дети.

- Сейчас, по большей части, я работаю с беременными женщинами. Мы готовим их к родам, проводим в родильном отделении сеансы релаксации.

- Это очень интересно. То есть вы как психолог готовите будущих мам к родам на эмотивном уровне. А сугубо медицинский аспект уходит на второй план?

- Нет, ну что вы. Весь процесс подразумевает комплексный подход. Конечно, для врачей-гинекологов, прежде всего, важны и хорошие результаты анализов, и как протекает беременность.

- Вы сотрудничаете с ними, это не обособленные сферы?

- Конечно, сотрудничаем. Так вот… они выполняют свою работу, а у меня свои задачи. В «Школе материнства» мы рассуждаем с мамами о том, как должна строиться семейная жизнь, отношения с мужем, с детьми. Я как психолог, надеюсь, помогаю им правильно эмоционально воспринимать окружающую действительность. То есть касаемся всех уровней жизни человека. И физического здоровья, безусловно. Особенно часто я говорю это беременным. Много курящих женщин. А я много читала, и сама теперь уже убедилась, человек - это четыре составляющих: физическое тело, эмоциональное, интеллектуальное и духовное. И когда эти структуры сбалансированы, тогда человек более гармоничный, тогда он меньше подвластен разного рода заболеваниям. Вы так не думаете?

- Да-да, вы правы. Всё, что физически воздействует, плохое или хорошее, до чего-то внутреннего… я не знаю, как это назвать - психика, душа - доходит… да, доходит.

- И об этом я говорю мамам будущим, другим своим пациентам.

- Давайте, чтобы со всех сторон обхватить эту сферу, я имею в виду перинатальную психологию, задам вопрос, я бы сказала, не легко обсуждаемый. Есть случаи, когда женщина не хочет дать ребёнку шанс даже родиться, он априори признаётся обузой. Вы понимаете, я говорю о тех, кто решился на аборт.

- …С такими женщинами сложно работать эмоционально, прежде всего. Но профессионально: в моём распоряжении множество методик по предабортному консультированию, которые включают анкеты, в которых проговариваются те жизненные ситуации, которые привели женщину к такому решению. Что-то же их подтолкнуло к этому.

- А если говорить о юных беременных. Совершенно очевидно, что их могло подтолкнуть и что в такой ситуации настораживает.

- Рассмотрим такую ситуацию: между юной беременной и мужчиной, который появился в её жизни, развиваются отношения дальше. Ко мне на консультацию приходила такая пара. Они приняли решение оставить ребёнка, и папа готов его принять и воспитывать.

- И отец должен взять на себя ответственность содержать семью.

- Верно, это само собой. Тогда мы разговариваем о семейных ценностях, о том, что необходимо испытывать меньше отрицательных эмоций во время беременности. А если не получается семьи, здесь смотрим ситуацию, потому что первая прерванная беременность грозит дальнейшим бесплодием. Нужно рассмотреть проблему со всех сторон.

- Не примите это как контраргумент, но я не могу не сказать о физической и социальной опасности ранних родов.

- В том числе беременность может быть прервана по медицинским показателям. Социальная опасность? Возможна. Но ещё раз скажу, что последствия прерванных родов… как вам объяснить. Это как поезд остановить на всей скорости. Представляете, что это такое? (Я задумчиво киваю головой)… Вот и я об этом.

- Вы выступаете как помощник, в роли некоего проводника?

- Ну, у меня не такая активная роль. Я раскрываю причины и говорю о последствиях, а окончательное решение принимает женщина.

- Моё упущение. С этого нужно было начать, но чтобы обсуждать такие интимные вопросы, а подчас это вопросы судьбоносные, нужно что-то… А что нужно? Нужна какая-та особая система связи между вами и пациентами? Потому что специальность психолога такова, что приходят не как к врачу, а как к человеку.

- Конечно, в первую очередь доверительное отношение. Необходимо установить контакт. Иногда достаточно только выслушать - так называемый метод «активного слушания». А бывает, что человек не раскрывается, закрыт абсолютно. Тогда я захожу издалека: расспрашиваю о его образе жизни. И тут он начинает проговаривать свои проблемы, осознает их наличие, если не осознавал до этого. Затем либо я ему подсказываю, либо он сам пытается найти выход из ситуации.

- Но вот посмотрите. В кабинете психолога, в больничной палате можно решить любую проблему. На словах, что называется, взвесить за и против, наверняка плюсов при подсказке психолога найдётся больше. Но проблемы сами по себе в воздухе не растворяются. И как мне представляется дальнейшая картина: человек выходит к этим проблемам с надеждой их решить, потому что он, как вы заметили, проговорил её и решил, теоретически что ли, а в действительности возникает сомнение, потом страх и, в конце концов, апатия. Получается, это самообман, обладающий лечебным эффектом?

- Давайте я приведу вам наглядный пример. Из моей практики.

- Уже здесь в Койгородке?

- Да, уже здесь. Социальный работник попросила меня побеседовать с мужчиной, которого необходимо определить в интернат для пожилых людей, а он категорически отказывается от этого и говорит: «Лучше петля, чем интернат». И меня пригласили провести с ним беседу. Я говорила с ним. Детали передавать не буду. Но сами понимаете, немолодой уже человек, судьба у него такая… Он рассказывал, я его слушала. И мы обсуждали сложившуюся ситуацию. Мне показалось, что получилось у меня его приободрить. Я заходила к нему в палату пару дней назад, спросила, как он себя чувствует, обратила внимание, что у него лучше настроение и общее состояние. Но я не кудесник, что дала таблетку, и человек вышел здоровый. Нет.

Чтобы решить проблему, как вы это называете, нужно менять образ жизни, образ мыслей. Никакого самообмана, если ты это осознаёшь. И ещё, когда речь идёт о воздействии на психологическом уровне, нельзя говорить о мгновенном результате. Одной консультацией обойтись невозможно. Результат проявится с течением времени. И не только с такими пациентами, так же и с детьми. Если на приём придёт гиперактивный ребёнок, не значит, что через 30 минут он выйдет другим. Чуда не случится. Дальше корректировка должна осуществляться с помощью родителей, в первую очередь, и педагогов. Результат даёт только комплексный подход.

- Знаете, есть такая шутка, что приобщение ребёнка к искусству начинается за 9 месяцев до рождения матери. Мы с вами выяснили, что в перинатальный период важным для внутриутробного развития является эмоциональная среда матери. А дальше? Ребёнок - развивающийся организм, формирующаяся личность. Как вы работаете с детьми, что-то особенное?

- С детьми работа ведётся по возрастам. Сначала разговариваю с мамой, выясняем, какой уровень развития этого маленького человека. Вот сегодня я вела приём с ребёнком, которого собираются устроить в детский сад, и мама привела его ко мне, чтобы узнать насколько он готов. И при помощи разнообразных текстов я исследую его память, внимание, мелкую моторику. Затем обрабатываю результаты, и по ним могу составить общую картину.

Если это исследование при подготовке к школе, то рассматривается социальная готовность, осведомлённость об окружающем мире и т.д. Вчера же по направлению психиатра ко мне приходил мальчик 18-ти лет с когнетивными нарушениями. В этом случае проводится диагностика когнетивных процессов: внимание, память, интеллект.

- Среди моих знакомых нет тех, которые перед началом учебного года в первом классе посещали психолога. Часто к вам обращаются мамы будущих первоклассников?

- Нет, к сожалению, в Койгородке ни разу ко мне ещё не обращались, хотя я и советую педиатрам направлять детей на приём ко мне. В Инте многие мамы приводили на приём дошкольников, и я использовала рисуночные тесты, матрицы Равена.

У меня была маленькая пациентка, которая после укуса собаки стала их бояться. Я использовала методику Панфиловой «страхи в домиках». Мы с девочкой заносили страшные страхи в чёрный домик, нестрашные - в красный. Закрыли на замок и ключик выбросили. Рисуночный метод: дети прорисовывают свои страхи. Рисунки детей очень информативны. Всё, что внутри беспокоит, что интересно, ребёнок нарисует обязательно.

- Интересная у вас работа. С другой стороны, она сложна своей тонкостью. Всё это на уровне еле осязаемом. Не может здесь быть штампов, как вы правильно заметили, рецептов. А вот мне любопытно, вы ведь много лет проработали фельдшером скорой помощи, а теперь психолог, это и сферы малосоприкасаемые. Почему вы так решили?

- Медицина - это лечение тела, а заглядывать в душу человека очень интересно. А потом, мне всегда было необходимо познавать, самой доходить до причин поведения, общаясь с людьми, с детьми. Пока мои дети были маленькими, я не могла учиться, они выросли, и я решила, что надо попробовать. Всегда мне моего образования не хватало. Я много читаю. Затем очень много дало общение с коллегами в Инте, многие из них работают уже более двадцати лет.

- Вы говорите о коллегах-психологах?

- Да. Многое узнала от своего научного руководителя. Диплом я защищала на тему «Психологическая подготовка беременных к родам», защитила на «отлично».

- А ваши коллеги в Койгородской ЦРБ? Как вам в этом коллективе?

- Я как будто попала в свою среду. Главный врач Вадим Сергеевич Мечетин оказывает большую поддержку. Он встретил с пониманием, предоставил кабинет небольшой, но уютный, солнечный. Мне остаётся только работать. Я жду от деятельности своей здесь очень много, сама от себя.

- Долго хотите работать?

- До конца жизни, да. (Смеётся).

- Неплохо. Успехов Вам.


В.С.Мечетин, главный врач ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ»:

- С Валентиной Александровной Матвеевой у нас была договорённость ещё с прошлого года, что она придет работать в ЦРБ в 2014 году в качестве психолога. Учитывая, что в нашей больнице по штатному расписанию положено иметь одного психолога и в этом есть реальная потребность, с этого года и была введена должность медицинского психолога. Она человек необычный, умеющий найти подход к любому, открыть возможности для помощи людям в очень сложных ситуациях.

Любая болезнь меняет отношение человека ко всему окружающему, некоторые люди держатся и вытаскивают из болезни себя сами, а большинству нужно помочь, не дать опустить руки и остаться один на один с болезнью. В этом заложена большая часть успеха излечения. Кому-то нужно найти новый смысл жизни, кому-то по-другому отнестись к своей болезни, а кому-то объяснить, что он не болен. У нашего нового специалиста это получается. О результатах говорить пока рано, но, судя по тому, что люди к специалисту идут, работа уже оценена населением положительно.

Редакция газеты «Новая жизнь»
Автор: Кустикова Полина Владимировна

 голосов: +4