26.06.2014
Многие приспособления для инвалидов в Сыктывкаре – лишь декорации, вновь выяснил правозащитник
Правозащитник общества «Аппарель» Николай Костин в сопровождении корреспондентов БНК сегодня проверил, насколько люди с ограниченными возможностями могут свободно пользоваться предназначенным для них транспортом и передвигаться по Сыктывкару. Объектом инспекции стал привычный для Николая маршрут от дома в Лесозаводе до сыктывкарской поликлиники №3.
IMG_6750.jpg
Воспользоваться дорожками для инвалидов в Сыктывкаре практически невозможно. Фото Алексея Зрячева
Представитель сыктывкарского общества инвалидов уже несколько лет борется с администрацией города за организацию доступной среды. С 2012 года в Сыктывкаре запущена одноименная программа, направленная на развитие инфраструктуры города, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно. С момента начала реализации программы в столице Коми больше внимания уделяют оборудованию входов в госучреждения, магазины и другие помещения, появился специальный общественный транспорт, остановочные комплексы стали оснащать пандусами. Как оказалось, все эти приспособления, в большинстве случаев, играют роль декорации, воспользоваться ими по назначению практически невозможно.
IMG_6555.jpg
По решению суда, подъезд дома, где живет Николай Костин, был оборудован металлическим пандусом, а от самого дома до поликлиники №2 ведет асфальтированная дорожка. Вроде бы, все условия для передвижения на коляске созданы. На деле же оказывается, что пандус не вполне безопасен — нет специального бортика. Отсутствует и козырек, из-за чего зимой приспособление заметает снегом, который никто не счищает. Впрочем, дорогу до поликлиники зимой тоже никто не чистит.
Перед воротами поликлиники нормальная дорога заканчивается — перед входом медучреждения уложены бетонные плиты, стыки которых находятся на разном уровне. Из-за этого передвигаться на коляске приходится по газону.
Чтобы добраться от поликлиники до ближайшей автобусной остановки, надо преодолеть участок протяженностью примерно сто метров. Дорогой его не назвать, так как асфальтового покрытия нет, только песок, который в дождливую — как сегодня — погоду превращается в вязкое месиво.
Остановка автобуса №1 в Лесозаводе не оборудована ни пандусами, ни подъездом. Николай осторожно съезжает к остановочному комплексу по траве.
Так называемый низкопольный автобус по этому маршруту ездит два раза в неделю — в понедельник и в четверг. Случается, что водители не соблюдают расписание, а иногда транспорта и вовсе нет.
- Я уже трижды судился с «Альфа-трансом» по этому поводу, - сообщил мужчина.
Сегодня автобус приехал вовремя. Водитель вышел и опустил подъемник, чтобы Николай мог заехать в салон.
IMG_6614.jpg
- А один раз водитель просто меня не заметил, загрузил пассажиров и поехал дальше. Такие автобусы оборудованы специальными кнопками, с помощью которых можно подать сигнал водителю, но люди с некоторыми заболеваниями, в том числе и я, до этой кнопки не всегда могут дотянуться, - рассказал Николай.
В салоне автобуса специально выделено место для пассажиров на колясках. Чтобы во время движения транспорта коляска не покатилась и человек из нее не выпал, предусмотрен ремень безопасности. Но пристегнуть инвалида, если у него нет сопровождающего, некому. Кондукторы могут это сделать, но, например, сегодня контролер вообще впервые узнала о существовании такого ремня. На вопрос Николая Костина, не входит ли это в служебные обязанности кондуктора, женщина, проконсультировавшись у водителя, сообщила, что пристегивать пассажира должен сопровождающий. А если его нет, то заезжать в автобус инвалид не имеет права. Между тем Николай уже не в первый раз самостоятельно добирается в город на общественном транспорте.
Несмотря на то, что конечной точкой маршрута была городская поликлиника №3, выйти Николаю Костину и его жене пришлось на остановке по улице Советская. Автобусы других маршрутов подъемниками не оборудованы, поэтому добираться до поликлиники можно только своим ходом.
IMG_6742.jpg
Как выяснилось, это не так просто, потому что везде, даже на тротуарах, есть бордюры, которые без посторонней помощи человеку в коляске не преодолеть.
- Поэтому приходится двигаться прямо по проезжей части. Это, конечно, небезопасно, но что мне делать, если ни заехать на тротуар, ни съехать с него я не могу?
Трудности в передвижении создают не только бордюры, но разбитое дорожное покрытие — особенно там, где когда-то была уложена плитка.
IMG_6695.jpg
Казалось бы, многочисленные пандусы, которыми оборудованы практически все спуски и подъемы в городе, должны облегчить передвижение. На самом же деле выяснилось, что большинством из них нельзя пользоваться. Один из спусков со Стефановской площади, расположенный слева от памятника Ленину, оказался слишком крут, чтобы по нему спуститься даже при помощи других людей. Второй, расположенный чуть поодаль, оказался еще более крутым, к тому же проезд к нему был заставлен ограждениями. Пандусы справа более удобны, но узнать об этом можно только методом проб и ошибок, которые могут стоить серьезного вреда здоровью.
IMG_6725.jpg
По пути в поликлинику Николай Костин комментировал степень доступности учреждений и магазинов. Главпочтамт оборудован хорошим пандусом, но подъехать к нему нельзя из-за сплошных бордюрных камней. Пандус у ЦУМа сделан под наклоном, из-за которого коляска может легко перевернуться. Подъемы к новому остановочному комплексу напротив «Детского мира» тоже обустроены под слишком острым углом, чтобы ими воспользоваться без посторонней помощи.
По левой стороне улицы Коммунистической наверх к поликлинике из-за слишком высокого подъема Николай никогда не ездит, предпочитая передвигаться по проезжей части.
- Это просто слалом, - шутит он.
В поликлинике Николай Костин хотел попасть на прием к специалисту, а заодно проверить, ведутся ли работы по установке подъемника, который поликлиника должна сделать по решению суда. Чтобы попасть в медучреждение, правозащитник поднялся по пандусу к железной двери — это вход, предназначенный для людей на колясках. Вызывать дежурного надо по телефону, кнопки вызова нет. Сегодня на входе общественника, его жену и корреспондентов БНК встретила женщина, которая явно не смогла бы помочь в транспортировке пациента. Она попыталась вызвать подмогу, но это уже оказалось лишним — специалист, к которому хотел попасть Костин, вышел в отпуск. Работы по установке подъемника тоже еще не начались.
IMG_6809.jpg
В общей сложности дорога от Лесозавода до поликлиники заняла полтора часа. При большой необходимости, можно сократить это время, воспользовавшись услугами социального такси для инвалидов.
- Но иногда машину надо заказывать за три дня, - пожаловался Николай Костин на востребованность этого вида транспорта.
В ближайший понедельник правозащитник общества «Аппарели» намерен прийти на прием ко временно исполняющему обязанности главы Республики Коми Вячеславу Гайзеру и рассказать ему, насколько в действительности доступна для инвалидов городская среда.
Информационное агентство «БНК»
Автор: Леготина Юлия Вячеславовна

 голосов: +6