03.04.2014
Цикл интервью в рамках Года культуры в России

Татьяна Буторина

Я хочу заниматься тем, что умею и что приносит радость

фото Анастасии Марковой

ИА "Комиинформ" совместно с Министерством культуры Республики Коми продолжает цикл интервью с деятелями культуры и искусства республики в рамках проекта "Культура в лицах". О творчестве и саморазвитии мы побеседовали с мастером гончарного искусства, победителем республиканской выставки-конкурса "Мастер года 2013", обладателем премии им. С.Оверина в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, завотделением керамики центра ремесел "Зарань" Татьяной Буториной.

-Татьяна, как вам пришло в голову заниматься керамикой? С чего началось ваше общение с глиной?

- В моей семье никто не имеет отношении к искусству: мама — бухгалтер, папа — водитель, но в детстве я ходила на кружки по бересте, соломке. Потом я пошла в РЦДО и вот там педагог сказала моей маме, что у меня есть данные и нужно идти в художественную школу. Но это был уже 10 класс, для "художки" было уже поздно, и мой преподаватель Елена Максимова предложила мне поступить в СыктГУ на факультет искусств. Она меня стала готовить к поступлению, и мне даже удалось поступить на бюджетное отделение, несмотря на то, что за плечами у меня не было художественной школы.

Когда я училась в университете, пробовала работать в разных техниках: и текстиль, и роспись по дереву, и керамику. Но дипломная работа у меня была по текстилю: гобелен. Как раз ко времени окончания вуза открылся центр народных ремесел "Зарань", и мне предложили там работу. Я была очень удивлена тому, что мне предложили заниматься именно глиной, но согласилась.

3_600x400.jpg

-Трудно было осваивать практически новую технику?

-Общие представления о работе с глиной у меня были, но пришлось фактически учиться заново. Моим педагогом как в университете, так и в "Зарани" был Валерий Торопов, только здесь я уже училась тонкостям работы с глиной, в частности, подготовке материала, обжигу.

-Все-таки работа с какими материалами и в какой технике вам больше по душе? Может быть, как раз текстиль больше нравится?

-Глиной я увлеклась, мне нравится керамика. Единственное, чего не хватает в глине, - это яркие цвета. Но этот недостаток я восполняю, занимаясь батиком дома.

-А какая работа приносит больше удовольствия?

- Да все приносит. У глины своя специфика, материал очень теплый, работать с ним приятно, а батик дает возможность отдохнуть эмоционально, похулиганить с цветом, красками вымазаться.

-Вы же не впервые участвовали в "Мастере года". Как считаете, почему именно в этом году победили? Какие работы представляли?

- Глядя на свои старые работы, сейчас я уже понимаю, что они смотрятся слабовато. Наверное, за эти пять лет мастерство выросло, если мои работы признали на таком высоком уровне. В этом году я представляла набор посуды "Большой улов". Изначально идея создания этой коллекции ко мне пришла на международном фестивале в городе Скопин Рязанской области, когда на определенную тему нужно создать работу. В тот раз была названа тема рыбы. Кстати, за "Большой улов" я получила второе место. Но забирать работы оттуда нельзя, они остаются в музее. Поскольку сама идея мне понравилась, я решила ее повторить дома. На фестивале времени на обжиг и глазировку не было, а здесь уже появилась возможность поиграть с цветом и фактурой. И вот, как оказалось, все было не зря, работу оценили и в республике.

1_600x400.jpg

-А что вам больше нравится делать: посуду, игрушки или еще что-то?

- Мне все нравится! Бывает, сидишь за гончарным кругом и лепишь с удовольствием, а бывает, что хочется порасписывать что-то, поиграть с цветом. Конечно, есть мастера, специализирующиеся на чем-то одном, но я не просто работаю на себя, но обучаю детей и взрослых. Поэтому мне приходится уметь делать все и владеть разными способами лепки.

-Нравится работать с детьми?

-С ними интересно, бывает, идеи подают, иногда вместе придумываем.

-А есть среди ваших учеников действительно талантливые ребята?

-Да дети все талантливые, потому что у них есть фантазия. Если дать взрослому задание слепить кувшин, он "зависнет", не зная, чего хочет. У взрослых в сознании много штампов: например, они увидели когда-то вазу с драконом, и они пытаются сделать такую же, а знаний не хватает, чтобы сделать дракона по-настоящему красивым. А дети просто фонтанируют идеями. Единственное, что в последнее время у детей плохо развиты руки, первоклассники даже ручку не могут держать. Наверное, все-таки это связано с тем, что дети слишком много времени проводят за компьютером.

-Скажите, кого из художников вы считаете своим кумиром в керамике, если такие есть? Чьи работы произвели на вас наибольшее впечатление?

-Трудно сказать... Если говорить о Коми, то главный специалист в гончарном искусстве у нас это Валерий Торопов. В своем творчестве я ориентируюсь, прежде всего, на его опыт возрождения коми промысла. Но когда приезжаешь на крупные фестивали, видишь очень разные работы и техники. Например, на фестивале в Скопине я познакомилась с удивительным мастером Джамалом из Грузии – от него там были в восторге все. Он делает уникальные вещи, например, высокие кувшины с завязанными узлом горлышками, что требует высокого уровня мастерства. Есть мастер Самохвалов, специализирующийся на изготовлении изделий больших размеров. Но, на самом деле, у каждого мастера есть чему поучиться: у одного красивый декор, у второго интересные формы, у третьего оригинальные идеи. А приезжаешь в сам Скопин, видишь их традиционную керамику – кувшины в виде львов, медведей, птиц – и понимаешь, что это высочайший уровень, причем не отдельного мастера, а промысла в целом.

Единственное, что в последнее время наблюдается тяготение мастеров к сувенирной продукции. Мастера пытаются выжить и начинают скатываться с искусства в массовое производство. Например, я получаю деньги за преподавание, а некоторые мастера зарабатывают только керамикой. Откликаясь на требования рынка, они уходят из искусства в бизнес. Поэтому слабеют выставочные работы.

2_600x400.jpg

-Вы упомянули, что Валерий Лаврентьевич призывает своих учеников возрождать именно традиционный коми промысел…

- В Выльгорте ведь раньше был целый керамический завод, но потом дело заглохло. Валерий Лаврентьевич всячески нас настраивал именно на возрождение местных традиций. Но такой позиции придерживается не только он: когда я была на фестивале, даже московские искусствоведы говорили нам о том, что нужно возрождать свое.

-А чем отличается коми керамика от других?

-Во-первых, формой. Для нашей керамики характерен минимализм, сдержанность и классические формы. Во-вторых, это цвет. В коми керамике вы не найдете пестроты, если сравнивать с той же бело-голубой гжелью.

-А не скучно заниматься коми керамикой, ведь вы говорите, что она довольно-таки скромная?

-Зачем заниматься тем, в чем уже преуспели другие? Все равно их не переплюнуть надо заниматься тем, что умеешь и что приносит радость. Мне задавали вопрос, делаю ли я дымковскую игрушку, а я всегда удивляюсь, а зачем? Кировчане все равно сделают ее лучше. А что касается форм и цветов, я стараюсь привносить в традиционный промысел что-то новое: играю с цветами, использую в оформлении элементы пермского звериного стиля. Кроме того, несмотря на то, что в коми керамике на горшках практически не было орнамента, иногда я его использую.

4_600x400.jpg

-А есть ли у вас какая-то творческая мечта или, может быть, идея, которую все никак не удается воплотить?

- У меня есть целая папка с недоработанными эскизами, до которых не доходят руки, и мне бы хотелось начать их воплощать в жизнь. Надеюсь, однажды соберусь и превращу бумажные эскизы в реальные глиняные изделия.

http://www.komiinform.ru/services/interview/444/

Игорь Ковалев

"Кукольный театр просто необходим жителям Коми"

фото Анастасии Марковой

ИА "Комиинформ" совместно с Министерством культуры Республики Коми продолжает цикл интервью с деятелями культуры и искусства республики в рамках проекта "Культура в лицах". Вчера завершились гастроли Воркутинского театра кукол по городам Коми. Об уникальности гастрольного проекта и дальнейших планах театра ИА «Комиинформ» рассказал директор театра Игорь Ковалев.

-Игорь Алексеевич, расскажите, чем уникальны и интересны прошедшие гастроли.

-В прошлом году нам удалось выиграть сразу два гранта главы Коми – один на постановку спектакля «Пера-Богатырь», второй – на реализацию проекта «Крупный формат» - это гастроли по крупным городам Коми. В список городов вошли Ухта, Усинск, Инта и Сыктывкар.

Название «Крупный формат» говорит о том, что спектакли идут в оригинальном варианте, созданном именно для сцены. Многие театры ездят по школам и детским садам и не могут там показать спектакли в первозданном виде, им приходится адаптировать их к условиям отсутствия сцены. То, как выглядят эти спектакли на сцене, люди и понятия не имеют.

-А в чем причина?

-Вывозить спектакли в оригинале очень дорого, поэтому и канули в небытие лучшие спектакли нашего театра. Без финансовой поддержки вывезти такие спектакли на гастроли нереально. Очень сложно обстоят дела с багажом. Если бы не было проблем с багажом, мы бы привезли не два спектакля, а больше. Дело в том, что все декорации мы везем с собой в купе. Если я их сдам багаж, то могу не получить их никогда, потому что грузовые вагоны ходят не с такой же периодичностью, как пассажирский поезд, а гораздо реже. Например, ближайший грузовой вагон поедет в Воркуту лишь 15 мая. Если в следующий раз мы поедем на большие гастроли, то будем просчитывать, как отправить декорации заранее, чтобы они нас дождались.

-Вы довольны тем, как прошли гастроли?

-Я убежден, что все запланированное с творческой точки зрения выполнить удалось. Гастроли себя оправдали и даже дали неожиданный эффект. Например, многие ухтинцы, посетив наши спектакли, говорили, что они и не знали о существовании такого театра. Они привыкли, что в Ухту приезжают какие-то «варяги» с ростовыми куклами, которые работают под фонограмму. А там ни души, ни сердца – ничего. Увидеть настоящий кукольный театр людям не доводилось. Ко мне подходили мамы, бабушки, причем они были под таким сильным впечатлением, что не могли сдержать слез. Равнодушных людей не было. Наша идея подтвердилась: кукольный театр востребован жителями республики и просто необходим им.

-В каком из городов существует большая потребность в кукольном театре?

-Усинск здорово избалован – это город достаточно богатый. А зрители, которые уже много чего повидали, несмотря на это, встретили нас радушно, ведь настоящие кукольные театры к ним тоже не ездят. В Инту мы иногда ездим со спектаклями, нас помнят и любят.

-В Сыктывкаре вас уже знают, ведь здесь в прошлом году даже проходил фестиваль кукольных театров…

-Да, сыктывкарцы нас знают больше, чем жители других городов - еще до фестиваля я привозил спектакль «Жемчужина Кохару». Нас помнят и всегда хорошо принимают. На этот раз особенно хорошо принимали «Перу-богатыря».

-Если даже городской зритель практически не знаком с кукольным театром, то что же говорить о сельском? Не планируете организовать гастроли по районам?

-На самом деле, сельские дети нас видят чаще, чем городские. В прошлом году мы проехали вокруг Печоры все, что только возможно, заезжали в села, где живут всего по 20 детей. Мы также были в Сосногорском, Вуктыльском, Прилузском районах.

Если говорить о сельских детях, то именно для того, чтобы спектакль «Пера-богатырь» смогли увидеть дети даже самых отдаленных пунктов, мы сняли его видеоверсию, которую на коми языке будут озвучивать артисты Национального музыкально-драматического театра республики.

-Каковы ближайшие планы театра?

-По возвращении с гастролей мы готовимся к поездке на фестиваль «Рабочая лошадка» в Набережные Челны. Там как раз показываются спектакли, которым не требуется крупный формат, которым вообще не нужна сцена. Это компактные спектакли: их легко смонтировать и можно показать практически везде. Мы повезем северную сказку «Волшебный сундучок» - один ящик, три куклы, птички – действительно «рабочая лошадка».

-А потом?

-В июне мы думаем возродить симпатичную сказку о пожарной безопасности. Когда-то этот спектакль был агиткой, но мы из нее надеемся вытащить что-то более глубокое.

Идей у нас много, но не все они завязаны на постановках и гастролях. Например, сейчас мы делаем интерактивный сайт, на котором у детей будет возможность найти любимого кукольного персонажа и с этой куклой общаться. Пока мы не придумали, в каком формате будет это общение, но это однозначно будет интересная история.

Далее, у нас на складах очень много кукол, которые мы не используем много лет…

-Вы хотите открыть музей кукол?

-А музей в традиционном его понимании открывать бессмысленно. Во-первых, театр располагается в арендуемом помещении – нам негде, во-вторых, нам не по карману даже витрины для кукол. Поэтому пришла идея создать интерактивный музей - поставить в фойе электронные терминалы с галереей кукол в 3D формате, где также будет даваться информация о спектаклях, персонажах, актерах. Это будет очень эффектно, в мультимедийном формате не будет видно, что кукла старенькая, рассыпается, поролон прогнил и т.д.

Еще мы мечтаем вернуть место напротив гостиницы «Воркута», где когда-то стояла скульптура руки и театральной куклы – это была основная реклама театра. Эту скульптуру в свое время безжалостно снесли. Я тогда еще не работал в театре, но когда на задворках увидел ее, я плакал. Недавно я предложил мэру города Евгению Шумейко вернуть театру это место и восстановить справедливость. Если в центре поставить театральную тумбу, она не будет приносить доход, но это будет место, где дети катаются на велосипедах, мамы гуляют с колясками, то есть наша целевая аудитория всегда будет в курсе нашего репертуара. Инициировать развитие детской культуры государство просто обязано.

http://www.komiinform.ru/services/interview/447/

Алексей Панюков

"Эжва должна стать чистой и уютной, чтобы можно было ходить по ней в тапочках"

фото Иван Федосеев

Недавно общественная организация "Эжва - это мы" на средства гранта Министерства культуры Республики Коми при поддержке администрации Эжвинского района в рамках Года культуры в России реализовала уникальный проект "Стена". В рамках проекта на торце дома №24 по ул.Славы в Эжве появились персонажи сказок Пушкина. О деятельности общественной организации и ее ближайших планах в интервью ИА "Комиинформ" рассказали члены "Эжва - это мы" Алексей Панюков и Федор Блащук.

-Федор, давайте начнем с вашего последнего проекта – "Стена". Расскажите о нем.

-Проект "Стена" нам помог реализовать грант минкультуры Коми в размере 75 тысяч рублей. Проект заключался в отрисовке торца дома в Эжвинском районе в стиле граффити на тему сказок Пушкина. Рисовал житель Санкт-Петербурга, выходец из Сыктывкара Андрей Кожевников.

Мы к этому проекту шли три года: все это время сначала не было денег, потом долго согласовывались детали. Реакция жителей Эжвы, в целом, была положительная, негатива немного. Единственное, некоторые говорят, что русалка должна быть с хвостом, по этому поводу даже начались дебаты.

spKFa6I3m6k.jpg

-А разве не так? Действительно, а почему ваша русалка без хвоста, Алексей?

-Стереотип о том, что русалки должны быть с рыбьими хвостами, в Россию пришел из западных сказок, в частности, из сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка". Если вспомнить старые иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила", то там как раз русалка изображалась не с хвостом, а с ногами. Вспомните, ведь пушкинская русалка сидела на ветвях! С хвостом забраться на дерево ей было бы проблематично, согласитесь?

-А тема русских сказок появилась еще три года назад?

- Нет, тему мы выбрали после того как выиграли грант минкультуры. Поскольку 2014 год объявлен в России Годом культуры, было бы логично изобразить что-то подходящее. Художник предложил три эскиза, этот нам показался самым интересным и, кстати, сложным, с точки зрения выполнения.

-А какие еще были варианты эскизов?

-Была жар-птица, а третий эскиз мы уже и не помним. Сразу нам больше всего понравилась пушкинская тематика. На наш взгляд, этот сюжет наиболее близок и понятен как взрослым, так и детям. Когда проект доделывали, я видел, как рядом с домом остановилась мама с детьми и начала цитировать Пушкина: "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…". Это главный результат, на мой взгляд, то что люди, глядя на эту картину, могут прикоснуться у русской классике, а кто-то, придя домой, вместо мультфильмов почитает своим детям сказки Пушкина.

До конца лета мы постараемся установить подсветку, чтобы картина бросалась в глаза не только днем, но и в вечернее время. Конечно, в следующем году хотелось бы сделать что-то к 70-летию Победы. В дальнейшем мы хотим участвовать и в других грантовых конкурсах – как в республиканских и местных, так и в федеральных.

eto13_(5).jpg

-Федор, вы упомянули, что проект реализован при поддержке эжвинской администрации.

-Мы благодарны администрации Эжвинского района за оказание помощи, поскольку средств гранта на реализацию проекта нам бы не хватило. Администрация с помощью спонсоров предоставила нам автовышку, аренда которой обошлась бы нам две тысячи рублей в час. Учитывая то, что рисовали мы неделю по восемь часов в день, можно прикинуть, в какую астрономическую сумму нам бы это вылилось.

-Если говорить о других проектах, реализованных вашей организацией, какие бы вы отметили особо?

-Велодорожки. Это был наш стартап. Не секрет, что скоро появится второй круг велодорожек. Первый мы нарисовали протяженностью 4200 м, во втором будет 3900 м. Конечно, в идеале надо бы установить дорожные знаки, но изготовление и установка одного дорожного знака стоит 10 тысяч рублей, а их надо минимум 30, получается 300 тысяч рублей. Сейчас мы ищем деньги на это.

Кроме того, можно отметить гиперионский кирпич, многострадальный золотой телефон, который раздолбали кувалдой, проект стаф-арена, который мы реализуем третий год, проект трудовые классы, предусматривающий обеспечение школьных кабинетов по труду инвентарем. У нас также есть проект "Дом для друга": сперва мы сами делали будки для приюта "Друг", а в этом году мы предоставили материалы школьникам, а они сделали будки. Среди участников мы провели конкурс: победителям вручили спортивный инвентарь для школы и инвентарь для кабинетов труда - рубанки, пилы, молотки.

Интересный проект "Автохлам". Мы создали ролики на тему утилизации брошенных автомобилей и провели инвентаризацию прошенных в Эжве авто - часть автомобилей удалось вывезти, по остальным мы передали информацию администрации Эжвы.

В этом году мы реализовали проект по установке энергосберегающих светодиодных светильников. При поддержке предпринимателей в одном из дворов лампы накаливания мы заменили на светодиодные светильники. Хотели объяснить людям, что надо переходить на новые технологии, ведь энергосберегающие светильники дешевле в потреблении электричества и обслуживании.

Две недели назад мы установили десять турников и брусьев для занятий физкультурой на улице - проект реализован в рамках гранта администрации Сыктывкара.

eto13_(8).jpg

-Что в планах? Алексей, я знаю, что вы планируете реализовать проект "Здоровое питание".

-Да, этот проект реализовывается в рамках федерального проекта "Беги за мной". В наши дни дети, питающиеся только здоровой пищей, — большая редкость. Зачастую дети и молодежь даже не задумываются о своем питании и не подозревают, что, злоупотребляя фастфудом, чипсами и газировкой, они подрывают свое здоровье. Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни, поэтому ее формирование должно начинаться еще в детстве. Вместе с минобразом Коми мы подготовили программу – брошюру о правильном питании и диск для педагогов с презентацией. Все школы республики будут обеспечены этими материалами. Если проект будет признан эффективным, мы приступим к реализации второго этапа, посвященного популяризации физкультуры среди школьников.

-Есть ли еще какие-то проекты на примете?

-Мы - одни из первых инициаторов по раздельному сбору мусора, даже на субботниках мы отделяли пластик и бумагу. Мы считаем, что и стекло надо собирать отдельно. Мы подавали проект на грант минприроды РК, но не выиграли, будем пытаться еще. Должно пройти какое-то время, чтобы люди поняли всю актуальность сбора стекла, ведь еще совсем недавно люди не понимали, зачем сортировать мусор. Наш проект велодорожек тоже не все оценили. Кто-то нас обвиняет в том, что мы делаем неправильные проекты, но мы же по ходу реализации проектов учимся на своих ошибках, тем более отвечать интересам абсолютно всех людей мы не можем: всегда кто-то останется недоволен. Бывает, что люди говорят такие обидные вещи, после которых просто руки опускаются, ничего делать не хочется. Тогда берешь себя за волосы и вытаскиваешь себя, как Мюнхаузен, и работаешь дальше.

Есть такая категория людей, которым что ни делай, все не нравится. У нас есть проект с эжвинской администрацией, будем делать туристическую тропу в парке по ул.Славы. Там была узенькая тропинка, но все уже заросло. Мы целый день убили на то, чтобы скосить траву и избавиться от зарослей. Я лично бодался с этими кустами, вырезал шиповник, чтобы можно было проходить, а на нас уже полили с три ведра. Ну, что это за люди?! Многие проекты, кроме тех, что реализуются на гранты, мы делаем на собственные деньги. Федор, я, другие люди, которым не жалко, тратим свои же деньги, и нас упрекать, что мы делаем что-то плохо за свои же деньги, это как-то глупо. Никто же не мешает этим недовольным людям пойти и сделать что-то свое. Эти диванные герои только комментарии в интернете строчат, а по факту ноль.

А вообще, проектов у нас много, поле непаханое. Например, свежий проект по установке арт-объектов – перевод указателей на другие языки. Сначала мы собирались делать их четырехъязычными: на русском, коми, английском и финском языках. Нас многие сейчас начнут критиковать, но в итоге мы оставили два языка: русский и английский, потому что многие названия на коми и русском языках идентичны, и если впихивать три языка, надо делать или очень большие указатели, или шрифт будет слишком мелким.

eto13_(9).jpg

-В чем заключается проект? Ведь обычно названия улиц не переводят.

Мы, конечно, знаем, что названия улиц, городов не переводятся, но мы решили сделать именно арт-объекты, чтобы они привлекали внимание. Например, в буквальном переводе улица Комарова, не учитывая, что все-таки это фамилия, звучало бы как Mosquito street, улица Мира – Peace street. Люди сфотографируются рядом с таким указателем, выложат в соцсети. Один из путей развития туризма – это такая вот самореклама. Это весело: многие посмеются, но, скорее всего, многие и покритикуют.

Мы стараемся делать Эжву интереснее и красивее, чтобы она была действительно домом. Вот мы дома ходим в тапочках, нам уютно и удобно, так вот Эжва должна быть такой, чтобы по ней тоже можно было пройтись в тапочках, по чистым и ровным тротуарам, чтобы все вокруг было ухоженно. Чтобы сыктывкарец приехал в Эжву и сказал, да, тут действительно лучше, чем в Сыктывкаре.

http://www.komiinform.ru/services/interview/456/

ИА "Комиинформ"
Автор: Маркова Анастасия Валерьева

 голосов: +45