13.05.2014
По ту сторону Диканьки

12 мая на малой сцене академического театра драмы имени В.Савина зрители увидели спектакль «Ведьма». В постановке заняты уроженцы Республики Коми — артисты петербургских театров Мария Рочева и Сергей Миронов.

«Между тем распространились везде слухи, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась в один день с прогулки вся избитая, едва имевшая силы добресть до отцовского дома, находится при смерти и перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продолжение трех дней после смерти читал один из киевских семинаристов: Хома Брут» - эту фразу Мария Рочева произнесла со сцены несколько раз. Так история началась и так она закончилась.

Слово «ведьма» имеет древнерусский корень «вѣдъ», то есть «ведать», «знать», «предвидеть». В санскрите «veda» означает «священное знание». Другими словами, ведьма — знающая женщина, знахарка, колдунья. На сцене драматического гоголевская Ведьма появляется не первый раз. До нее здесь поселилась не менее прекрасная и пугающая «Паночка» Олега Нагорничных.

Перед началом спектакля у входа в театр стояли люди, которые пытались раздобыть лишний билетик. Говорят, такая театральная традиция давно канула в лету, однако вечер понедельника доказал обратное: «Не знала, что постановка будет проходить на малой сцене, думала, успею купить. Кто же знал?! Там только 50 мест и все заняты!» - сетовали желающие увидеть спектакль.

witch-1.jpg

В фантазии по мотивам мистических произведений Н.В.Гоголя одна повесть плавно перетекала в другую. История начинается с отношений героев «Ночи перед рождеством» - Кузнеца и Оксаны: «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими», - Ведьма с задором рассказывала свою историю.

witch-2.jpg

Пластикой, вокалом, живой музыкой актеры исследуют вечные и безответные вопросы: что есть любовь, кем и как соединяются души и можно ли изменить предначертанную судьбу? Каждая фраза героев — это удачно подобранный и лаконичный отрывок из произведений Н.В.Гоголя.

witch-3.jpg

Спектакль наполнен и пропитан этнической музыкой, а ритмичные «шаманские» удары в барабан и звук флейты напускают на зрителей мурашки. Действия актеров динамичны, а движения их плавны. Это нельзя передать словами — это нужно увидеть, узреть мистические тени на стенах, почувствовать ритм, услышать украинскую народную песню «Щедрик», проникнуть в ту церковь, где Хома Брут читает молитвы.

witch-4.jpg

В начале спектакля Оксана борется с внутренней ведьмой. Каждый ее переход от прекрасной чернобровой девушки к нечистой силе передается голосом актрисы так, что зритель всегда понимает, кто есть кто.

witch-5.jpg

Отношения Оксаны и Кузнеца развивались постепенно от желания посидеть вместе до язвительных фраз Ведьмы: «Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас!».

witch-6.jpg

«Ночь перед рождеством» заканчивается, когда нечисть внутри девушки побеждает, а Кузнец с горечью уходит: «Не любит она меня! Она издевается надо мной! Я ей столько же дорог, как перержавевшая подкова!». Сергей Миронов через дьявольские пляски перевоплощается в Хому Брута и начинается «Вий».

witch-10.jpg

Следующая история не менее известна, чем предыдущая: забитая поленом Ведьма, хмельной Философ, нарисованный мелом на полу круг, нечистая сила, заполнившая всю церковь и Вий, который подземельным голосом произносит: «Поднимите мне веки!». От этой картины не только выбивается дух из Хомы Брута, но и зал приходит в оцепенение.

witch-11.jpg

«Зал это воспринял так, что на протяжении всего спектакля я не услышал ни единого шороха, а в конце зрители три раза вызывали аплодисментами артистов на поклон. Это было красиво! Постановка сильная, серьезная и очень убедительная», - поделился своими впечатлениями артист Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Александр Ветошкин. По его словам, спектакль неимоверно завораживает игрой на этнических инструментах.

witch-15.jpg

Инструменты, на которых играл Сергей Миронов, смастерены не только им самим. Например, флейта, которая придавала спектаклю больше мистичности, досталась актеру от Александра Ветошкина.

witch-24.jpg

«Сергея я знаю давно, он начинал в театре фольклора. Сегодня я увидела его удивительный актерский рост, он просто завораживает!» - рассказала народная артистка Республики Коми и заслуженный работник культуры Маргарита Грязнова.

witch-30.jpg

На малой сцене академического театра драмы имени В.Савина состоялся седьмой показ спектакля «Ведьма». До этого гоголевские герои бушевали 5 раз на сцене театров Санкт-Петербурга, а премьерный показ прошел на фестивале «Russian Nights» в Хельсинки.

http://www.kudaidti.com/journal/418/

Фото Иван Федосеев

Куда Идти
Автор: Авдеева Софья Сергеевна

 голосов: +5