12 мая на малой сцене академического театра драмы имени В.Савина зрители увидели спектакль «Ведьма». В постановке заняты уроженцы Республики Коми — артисты петербургских театров Мария Рочева и Сергей Миронов.
«Между тем распространились везде слухи, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась в один день с прогулки вся избитая, едва имевшая силы добресть до отцовского дома, находится при смерти и перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продолжение трех дней после смерти читал один из киевских семинаристов: Хома Брут» - эту фразу Мария Рочева произнесла со сцены несколько раз. Так история началась и так она закончилась.
Слово «ведьма» имеет древнерусский корень «вѣдъ», то есть «ведать», «знать», «предвидеть». В санскрите «veda» означает «священное знание». Другими словами, ведьма — знающая женщина, знахарка, колдунья. На сцене драматического гоголевская Ведьма появляется не первый раз. До нее здесь поселилась не менее прекрасная и пугающая «Паночка» Олега Нагорничных.
Перед началом спектакля у входа в театр стояли люди, которые пытались раздобыть лишний билетик. Говорят, такая театральная традиция давно канула в лету, однако вечер понедельника доказал обратное: «Не знала, что постановка будет проходить на малой сцене, думала, успею купить. Кто же знал?! Там только 50 мест и все заняты!» - сетовали желающие увидеть спектакль.
В фантазии по мотивам мистических произведений Н.В.Гоголя одна повесть плавно перетекала в другую. История начинается с отношений героев «Ночи перед рождеством» - Кузнеца и Оксаны: «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими», - Ведьма с задором рассказывала свою историю.
Пластикой, вокалом, живой музыкой актеры исследуют вечные и безответные вопросы: что есть любовь, кем и как соединяются души и можно ли изменить предначертанную судьбу? Каждая фраза героев — это удачно подобранный и лаконичный отрывок из произведений Н.В.Гоголя.
Спектакль наполнен и пропитан этнической музыкой, а ритмичные «шаманские» удары в барабан и звук флейты напускают на зрителей мурашки. Действия актеров динамичны, а движения их плавны. Это нельзя передать словами — это нужно увидеть, узреть мистические тени на стенах, почувствовать ритм, услышать украинскую народную песню «Щедрик», проникнуть в ту церковь, где Хома Брут читает молитвы.
В начале спектакля Оксана борется с внутренней ведьмой. Каждый ее переход от прекрасной чернобровой девушки к нечистой силе передается голосом актрисы так, что зритель всегда понимает, кто есть кто.
Отношения Оксаны и Кузнеца развивались постепенно от желания посидеть вместе до язвительных фраз Ведьмы: «Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас!».
«Ночь перед рождеством» заканчивается, когда нечисть внутри девушки побеждает, а Кузнец с горечью уходит: «Не любит она меня! Она издевается надо мной! Я ей столько же дорог, как перержавевшая подкова!». Сергей Миронов через дьявольские пляски перевоплощается в Хому Брута и начинается «Вий».
Следующая история не менее известна, чем предыдущая: забитая поленом Ведьма, хмельной Философ, нарисованный мелом на полу круг, нечистая сила, заполнившая всю церковь и Вий, который подземельным голосом произносит: «Поднимите мне веки!». От этой картины не только выбивается дух из Хомы Брута, но и зал приходит в оцепенение.
«Зал это воспринял так, что на протяжении всего спектакля я не услышал ни единого шороха, а в конце зрители три раза вызывали аплодисментами артистов на поклон. Это было красиво! Постановка сильная, серьезная и очень убедительная», - поделился своими впечатлениями артист Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Александр Ветошкин. По его словам, спектакль неимоверно завораживает игрой на этнических инструментах.
Инструменты, на которых играл Сергей Миронов, смастерены не только им самим. Например, флейта, которая придавала спектаклю больше мистичности, досталась актеру от Александра Ветошкина.
«Сергея я знаю давно, он начинал в театре фольклора. Сегодня я увидела его удивительный актерский рост, он просто завораживает!» - рассказала народная артистка Республики Коми и заслуженный работник культуры Маргарита Грязнова.
На малой сцене академического театра драмы имени В.Савина состоялся седьмой показ спектакля «Ведьма». До этого гоголевские герои бушевали 5 раз на сцене театров Санкт-Петербурга, а премьерный показ прошел на фестивале «Russian Nights» в Хельсинки.
http://www.kudaidti.com/journal/418/
Фото Иван Федосеев